Сегодня и завтра в церкви Святой Екатерины — хорошие концерты. У лютеран уже Страстная неделя, поэтому это Страстная Среда и Четверг. Программа в среду — действительно Страстная, загляните в список произведений: соната "Распятие", соната "Несение креста". Бибер, который это писал, наверное, был мистик, через него изливалось какое-то откровение, которое только в той точке культуры, в той местности, в том времени могло изливаться.
В четверг программа — "Эпитафии", по французскому жанру tombeau (томбо), дословно — "надгробие". Сочинение в память о ком-то. "Эпитафия" — изящный эквивалент, но всё-таки эпитафии мы представляем себе как правило короткими, четверостишие, а tombeau это именно надгробие, некий памятник, имеющий объём. Уже зная, что такие tombeau сочиняли французские клавесинисты, я учился в мастерской перевода с французского, и там познакомился ещё и с поэтическими tombeau и даже переводил в качестве задания "Tombeau Шарлю Бодлеру" Стефана Малларме. Но это уже другая история. А концерт, я уверен, будет хороший, я просто уже знаю, как Андрей Коломийцев и Юлия Гайколова играют вместе, для меня этот ансамбль — можно сказать, открытие сезона, так что приходите и расскажите друзьям. Четверг, 6 апреля 2023, 19:30
ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ. ЭПИТАФИИ
Исполнители: Юлия Гайколова (барочная скрипка), Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе: Луи Куперен, Жан-Фери Ребель, Луи Куперен, Жан-Мари Леклер, Жан-Анри Д’Англебер
КУПИТЬ БИЛЕТ
Le Tombeau (Эпитафии) — жанр, характерный для французской музыки XVII века — музыкальная эпитафия, написанная в память о ком-либо, — был явственным воплощением того аффекта, который можно назвать одним из основополагающих для своего времени. Глубокая печаль, «меланхолия», связанная с философским размышлением о том, что жизнь конечна, пронизывала многие произведения этой эпохи — и в первую очередь сольные клавесинные пьесы. В силу особенностей конструкции и звукоизвлечения, влекущих за собой определëнный тип организации музыкальной ткани, клавесин как никакой другой инструмент открывал простор для воплощения аффекта memento mori. Черты, интуитивно распознающиеся как «типично клавесинное письмо», во многом развëртывались из этого источника, сообщая клавесину характерные коннотации. Пример тому — свободное развëртывание музыкальной мысли, отрешëнная сосредоточенность на звуке, трактуемом как нечто бесконечно длящееся, «вспыхивающие» патетические фигуры, появляющиеся в большинстве tombeaux.
В том же русле написаны сюиты пьес Луи Куперена — несмотря на танцевальную природу, указанную в заглавиях частей, они в равной степени лишены как утилитарной функциональности «доклавесинной» эпохи, так и декоративной изобразительности, присущей более поздним композиторам-клавесинистам, чья жизнь пришлась преимущественно на XVIII век. Квинтэссенция трагической патетики — павана фа-диез минор: выбор столь нетипичной тональности был связан с характерными особенностями темперации клавесина, в результате которых именно она обладала наибольшей напряжëнностью.
Прелюдия в подражание Фробергеру — аллюзия, расширяющая программу ещё одним именем — поистине ключевым в свете основной идеи концерта. Иоганн Якоб Фробергер, создавший немало программных пьес, как никто другой часто обращался к жанру tombeau; в числе его сочинений подобного рода — «Размышление о моей будущей смерти», музыкальные эпитафии на смерть императора Фердинанда III и Фердинанда IV, лютниста Бланкроше, скончавшегося в присутствии Фробергера. Попытка осмыслить кончину близкого друга и коллеги находит отражение у Жана-Анри д’Англебера — Tombeau, посвящëнное памяти его учителя Шамбоньера, будет исполнено в завершение концерта.
Помимо сольных клавесинных произведений, в концерте прозвучат два камерных сочинения, созданные во Франции уже в новом поколении музыкантов, но продолжающие те же идеи, — сонаты Жана-Фери Ребеля и Жана-Мари Леклера.
#барокко #стариннаямузыка #клавесин #барочнаяскрипка #французскаямузыка #baroque #earlymusic #ensemble #harpsichord #violin
___________________________________________
Наш сайт: https://orgelvesper.ru
Телеграм: https://t.me/orgelvesper_konzerte